Пробуждение
Каждый раз когда я начинаю писать отзыв, я чувствую неприятный привкус синдрома критика. Кажется, что отзыва в виде "понравилось" вполне достаточно для того, чтобы подбодрить автора. А если игра не понравилась — можно ведь и ничего не писать. Но в случае "Пробуждения" я понял, что отзыва "понравилось" будет не достаточно, а промолчать — даже неприлично.
На данный момент, игра всё ещё находится в песочнице. Насколько мне известно, передо мной её прошёл только один человек (Zlobot). Большое спасибо ему за первый прогон игры! Если кто-то чувствует в себе силы и готов помочь с тестированием, это будет очень кстати. А обычным игрокам я предлагаю дождаться релизной версии.
Скажу сразу, игра мне понравилась. Мир её героев остаётся в памяти, как это происходит после чтения приключенческого романа. Но прохождение далось мне очень нелегко. И откровенно говоря, мне кажется, что очень немногие пройдут "Пробуждение" до конца.
Дело в том, что игра выглядит абсолютно бескомпромиссной. Если сравнивать "Пробуждение" с другими играми на INSTEAD, то я бы поставил его в один ряд с такими вещами как: Кнопка, Весна и Переход. Но в отличие от всех перечисленных игр, "Пробуждение" кое-где выглядит ещё более олдскульно. Тут нет графики (кроме схем и головоломок). Концентрация лабиринтов (в том числе, изощрённых!) выше, чем в любой другой игре. И пройти вы их без бумажки не сможете! А головоломки будут преследовать вас от начала, до самого конца... Количество переходов и система перемещений между многочисленными локациями может ввести вас в ступор. Особенно, если вы не внимательно читаете текст. По сравнению с большинством игр на INSTEAD, игра просто огромная и сложная!
Я, кстати, терпеть не могу головоломки, которых в игре масса. Некоторые из них раздражали и вызывали чувство беспомощности. Но тем не менее, что-то заставляло двигаться вперёд вопреки этим препятствиям.
"Что-то" — это живой мир за кадром, который, кажется, существует независимо от наших действий и оставляет чувство свободы и приключения.
Технически, здесь очень много локаций со множеством переходов. Игроку часто предоставлена свобода, которая действительно значительно влияет на события в игре. Это вносит чувство ответственности за все свои действия. "Пробуждение" — одна из тех немногих игр, где "рельсы" практически не чувствуются. А множество необязательных подквестов укрепляют это впечатление. Игровой мир представлен с разных точек зрения. Относительно разных событий, диалогов, героев. Его состояние довольно часто меняется в зависимости от ваших поступков.
Возможно, если убрать из игры все лабиринты и головоломки, она стала бы проще и доступней. Но в текущем варианте "Пробуждение" является особенной игрой. Да, вы не сможете пройти её мимоходом в метро. С первых страниц на вас обрушатся тонны информации об удивительном морском мире и просто "прокликать" это всё не получится. Вы можете лишь принять правила игры, погрузиться в нее. Вооружившись карандашом и бумагой несколько вечеров решать головоломки и бродить в лабиринтах... Или бросить и запустить что-то попроще.
Поймите меня верно. Я не нахваливаю игру и не ругаю её. Я сам пришёл к тому, что пишу довольно простые и короткие игры. Откровенно говоря, я думаю, что игру пройдут немногие. У меня давно сложилось впечатление, что сегодня квесты не в моде. Задачи воспринимаются как ненужное препятствие. Одобрение получают работы (я имею в виду жанр интерактивной литературы), которые щекочат вкус, направлены на "удиви меня" и "игры с разумом". А люди, которые помнят расцвет жанра квестов уже перешли в возрастную категорию, когда в игры не играют...
Но все эти рассуждения, кажется, не касаются "Пробуждения". Так как игра воспринимается как фундаментальная, целостная работа в рамках творческого замысла автора. Она существует вопреки моде, и прохождение подобной игры — действительно стало для меня вызовом. Впрочем, нельзя сказать, что игра запредельно сложная. В ней есть точки сохранения и вы не сможете зайти в тупик. Ну и кроме всего, автор также написал полное прохождение и выложил его на сайте с игрой. Но, все-же, "Пробуждение" — сложная игра.
Язык в игре довольно сухой, краткий. Это можно воспринимать и как достоинство и как недостаток. Лично мне нравится более эмоциональный текст, когда дело касается сюжетных вставок. Однако сами события в игре вызывали отклик. Не хочу спойлерить, но были моменты когда выбор в игре действительно заставлял думать и сопереживать.
У меня были замечания по игровому процессу, которые я высказал. Многие из них относятся к попытке снизить сложность и завышенные требования к игрокам. Наверное, к релизной версии некоторые из них будут учтены, поэтому не вижу большого смысла на них останавливаться.
В общем, игра такова — какова она есть. С живым миром, нелинейным повествованием, множеством героев и ситуаций. Интеллигентная, бескомпромиссная, самобытная, интересная и сложная. С классическим, проработанным сюжетом. В разработке игра находилась 5 лет. Среди современных игр жанра интерактивной литературы она стоит особняком. Просто это совсем другая весовая категория.
Мне приятно, что я помог исправить несколько багов и сделать игру лучше. Надеюсь, в обозримом будущем "Пробуждение" появится в репозитории и каждый сможет составить своё собственное впечатление об этой необычной игре (только запаситесь блокнотом и карандашом!). Понравится она вам или нет -- я не знаю. Но то, что эта игра уникальна (по крайней мере среди игр, написанных с помощью INSTEAD) -- я гарантирую.
С дебютом!
|